Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
Новости
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
TV "Поэтоград"
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 13 (218), 2016 г.



Наталья Мамлина. «Горлица»
 – М.: «Водолей», 2016

В издательстве «Водолей» вышел новый стихотворный сборник Натальи Мамлиной, не случайно названный  «Горлица».
 Первое же стихотворение наполнено светом искренней веры. Для лирической героини заступничество свыше – такая же неопровержимая часть мироустройства, как смена дня и ночи, столь же естественная, как окружающий пейзаж:

Солнце в небе как сердце стучится,
И лучи достигают камней.
И с тобой ничего не случится
Милосердием Божьим ко мне.

В христианстве голубь считается символом доброй вести и Святого Духа. Однако уже в ранних комментариях к Библии святой Иероним разъяснял, что церковь под голубем подразумевает не обычного голубя, а «горлицу», птицу чистую, всегда гнездящуюся на вершине самых высоких деревьев.
Горлица – птица из отряда голубиных. Строением тела она сходна с голубем, но меньше по размеру, а выглядит  изящнее и стройнее. К ее приглушенному воркованию нужно прислушиваться. Создавая неповторимый лирический мир,  Наталья Мамлина делает это скромно. Высокая духовность  ее стихотворений не нуждается в восклицательных знаках:

И в рабы тебя высь выбирала
И тебе поручала сберечь
Ясный свет, чтобы тьму попирала
Стихотворная тихая речь.

Существует ошибочное мнение, будто громкий голос – признак уверенности. Часто таким образом стараются привлечь к себе внимание. Спокойная, внятная лирика Натальи Мамлиной полушепотом задает вечные вопросы и не торопится отвечать, поскольку все ответы – внутри нас:

Жил человек. Ты спросишь: «Не напрасно ль?»
Я промолчу тебе на твой вопрос –
Пульсирующий, значимый, непраздный.
И каждого коснувшийся всерьез.

Издание проиллюстрировала художница Наталья Леонова. Бирюза обложки, пунктиры московских высоток, над которыми парит серебристая птица… Невольно вспоминается мультфильм «Адажио» — философская притча о безликой  толпе, которая не хранит ничего радостного и светлого, но с фанатизмом поклоняется низменному и дурному. Столь явные ассоциации не оставляют сомнений: автор затевает непростой разговор об обществе, не смиряющимся с тем, кто «не свой». И действительно, Наталья Мамлина  ведет речь об извечном противостоянии поэта с толпой,  метафорически напоминая: социум — дело трагическое:

…Вой толпы, одичалой вдвойне,
и протяжные выдохи зуммера
все еще проверяют безумием
сокровенное сердце твое.

Вторая книга московской поэтессы состоит из четырех разделов: «Константинополь», «Сокровенное сердце», «Столетия (XX, XXI)», «Песнопевцы».
Наш Константинополь — столица, напряженная, суетливая. Попавший в беличье колесо мегаполиса, где «бывает и страшно, и больно», теряющийся «в каменном граде», человек озабочен только одной проблемой – выжить. В этой агрессивной среде «жизнь идет параллельно добру». Горькая ирония заключается в том, что индивид, ради куска хлеба пускающийся во все тяжкие, якобы знающий жизнь, на самом-то деле ничего не знает:

То все прогорит стократ,
То вдруг устремится вспять.
Здесь каждый чуть-чуть Сократ
В каких-нибудь двадцать пять.

По Сократу, главная задача человеческой жизни – познание самого себя. Умеем ли мы отличить важное от второстепенного, черное от белого? Успеваем ли в суматохе дней остановиться и подумать: для чего нам дана жизнь? А главное – испытываем ли мы в этом потребность? Чтобы выжить в неприветливом, жестоком городе, нужны крепкие нервы и ясная голова. Наталья Мамлина описывает, как, по мере взросления, мы становимся все более искушенными и циничными. Жутковато становится от беспощадно честных  строк:

В наше время волков – не зайчат –
Поколенье живет на постое,
И, растратив себя на пустое,
Здесь любимых, и тех, не щадят.

А ведь главное – не пропустить главное… Как в этом диком городе остаться самим собой? Автор вполголоса подсказывает:

Все-то мир в крови.
Зашумела Сетунь.
Лишь себя кори –
На других не сетуй.

Если бы!.. Люди порождают зло, т. к. в своих действиях следуют своим понятиям о благе, не знают универсального понятия добра, стремятся к личному благополучию, а не к божественной благодати. Наталья Мамлина с грустью констатирует:

Мы – дети тряпочной судьбы,
Что год от года входит в моду,
Мы с каждой гадостью на «ты»
И каждую зовем «свободой».

Поэт вынужден существовать в предлагаемых обстоятельствах. Описывать то, что видишь каждый день, к чему привык и самое страшное – почти перестал замечать:

Возопившие камни земли
Окровавлены собственным эхом.
Это больно – уметь говорить,
Не умея забыться при этом.

К счастью, на свете существует нечто незыблемое. Цикличность, неизбежность чередования  дня и ночи, восхода и заката солнца. И только в простых вещах, неподвластных  контролю человеческого сознания,  обретается  душевное равновесие:

А ты один под этим грозным небом.
И страшно так, как в детстве в темноте.
Ты ждешь рассвета. А потом с рассветом
Ты долго нем. И кроток в немоте.

Мотивы уничтожения, воскресения и вознесения  присутствуют почти в каждом стихотворении и зачастую воплощаются в ряде образов  времени суток: ночь, рассвет, утро… что может быть естественней и сакральнее? Стихи Натальи Мамлиной напутствуют:

Знай, никто у тебя не отнял
Ни просторов твоих, ни степей.
Где довольно не жизни, а дня
Чтобы все научиться стерпеть.

На самом деле жить очень просто. Верить в Бога, соблюдать законы природы, не впадать в уныние. Солнце восходит, и, как сказано в Библии, «все возвращается на круги своя». Наталья Мамлина говорит нам: перетерпите самый мрачный предрассветный час; будьте терпеливы и честны. И солнце ходит по скверным местам, но не оскверняется:

Над столицей сияет бесстрастное солнце восхода,
И его не закрыть ни одной из московских высоток.
И себя не сокрыть перед Ним, и лишь в Нем обретать
То благое прощенье, которым спасается тать.

Спаси, Господи, люди твоя.

Ольга ЕФИМОВА



Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru