Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
Новости
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
TV "Поэтоград"
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 01 (409), 2023 г.



АЛЕКСАНДРА КРЮЧКОВА — ДЕВОЧКА, КОТОРАЯ ПЕЛА В ЦЕРКОВНОМ ХОРЕ

Поэт и прозаик Александра Крючкова порадовала читателей анонсом очередной книги «Ангел на Улице» — сборника философской лирики и духовной поэзии, в который включены циклы: «Храм Сердца», «Лестница в Небо», «Девочка пела в церковном хоре», «Песни призраков», «Сорокоуст маме», «Небесный Город» и «Ангел на Улице». И это не просто стихи, а стихи, написанные «той самой Блоковской» девочкой, которая пела в церковном хоре.
Связь Александры Крючковой с Православием, включая учебу в церковно-приходской школе и пение в детском церковном хоре при Богоявленском (в те годы — патриаршем, в значит — в главном) соборе Москвы (в народе именуемом «Елоховка»), а также с Православным Афоном в Греции, на границе с которым, в деревне Урануполи, автор проводила лето уже в зрелом возрасте на протяжении более десяти лет, безусловно, отразилась и на ее творчестве — в романах, рассказах и стихах.
Стихотворения из цикла «Девочка пела в церковном хоре» хранят воспоминания об атмосфере церковных служб и запах ладана:

Как прежде, с горними мирами
Выходит колокол на связь,
В великом таинстве весеннем —
Пасхальном царственном огне —
Прощенье, данное Спасеньем
Монахам, грешникам и мне…
                 («Пасхальное Воскресение»)

Пахнет ладаном хрупкая вербочка,
Мне же слышится шепот в тиши:
«Разве сладкими могут быть, девочка,
Тропы избранной Богом души?..»
                  («Девочка пела в церковном хоре»)

Здесь же — и вполне серьезные размышления о возможном уходе в монастырь, чтобы стать одной из «невест Христа»:

«В этом мире досрочно хоронят живых,
Громко славят повсюду безбожность побед,
Дай мне выйти за рамки устоев кривых,
Чтобы в маленькой келье укрыться от бед,
Каждый вечер склоняясь в сердечной мольбе…»
                  («Трава по дороге в Рай»)



           * * *

«…Старинные иконы…
Монах сказал:
"Здесь истины исконны,

Укрась чертог,
Спасителя невеста!"»
                  («Мне снился сон»)

А еще, и, возможно, самое важное — данный в стихах обет той, которая в итоге стала поэтом:

Все корни — в Царствии Ином,
Прописка — в Городе Небесном…
Тоскую в садике земном,
Блуждая в облике телесном.

Здесь правят жалкие рубли,
Но внемли тайному обету:
Стихами истинной Любви
Наполню черствую планету.

Прошу лишь времени на труд, —
Успеха — важная основа:
Вернется душенька на Суд
С плодами мудрости и Слова…
                   («Садовница»)

Не из-за этого ли обета мы видим в дальнейшем столь трепетное отношение Александры Крючковой к Слову и к отпущенному ей на земле времени? Стихотворения из книги «Ангел на Улице» написаны автором в различные периоды жизни, но, уже даже хорошо известные и изданные ранее в книгах: «Храм Сердца» (ISBN 978–5-386–11538–8, ISBN 978–5-521–07666–6 серия «Голоса», М.: — РИПОЛ классик, Т8 RUGRAM, 2018. — 146 с.), «Кувшин Души» (ISBN 978–5-386–08240–6, М.: — РИПОЛ классик, 2015. — 320 с., ISBN 978–5-7949–0441–3 М.: — Московская городская организация Союза писателей России, НП «Литературная Республика», 2014. — 318 с.), «Мои любимые стихи» (ISBN 978–5-905939–20–4, М.: — Московская городская организация Союза писателей России, Продюсерский центр Александра Гриценко, 2012. — 516 с.), «По дороге в Небо» (ISBN 978–5-903321–30–8, М.: — «Вест-Консалтинг». 2008. — 356 с.), они были серьезно доработаны автором, для которого поэзия — не просто разовое вдохновение с сиюминутной записью, но и кропотливая работа над собой на пути восхождения по лестнице в небо.
Автор родом из детства, и периодическое уединение в монастырях уже в более зрелом возрасте неслучайно. В романе «Исповедь призрака» автор вспоминает поездку в Иверский монастырь на Валдай и беседу с греческим монахом на Афоне в подворье монастыря Ватопед, а в книге «Сказки Призраков» православные мотивы звучат в рассказах «Певчие, или Воины Света», «Грешница», «Иконописец», «Пора в отпуск на Афон», «Бог, Барсик и борщи». Но «Ангел на Улице» — это стихи, где все предельно кратко и лаконично, потому что:

Правда — в звенящем молчанье,
Лживость скрывалась за словом…
<…>
Краткость — премудрость монахов:
«Боже, помилуй их души…»
                   («Премудрость монахов»)

Отголоски церковного хора и монастырских молитв встречаются и в более поздней любовной лирике Александры Крючковой («Монастырь», «Святки», «Попробуй», «Евхаристия», «Христос воскрес!», «Храм», «Исповедь», «Колокольный звон», «Мытарства» и многие другие). Пронизанные христианскими символами и смыслами, они свидетельствуют о том, что любовь земная для автора существует лишь в контексте Любви Божественной, и никогда — сама по себе. Показательный пример — стихотворение, обращенное к любимому мужчине (!):

Дорога — в святочной оправе:
Заметив первую звезду,
Овечкой в праздничной отаре
На постриг к Пастырю приду…

Напрасны прения и битвы —
Крещенья сказочен обряд:
Читай мне тайные молитвы,
Надеждой вылечи мой взгляд…

С Любовью Матери Младенца
Наполни Мудростью в пути,
Сомненья выгони из сердца,
Чтоб с Верой под руку идти…
                   («Постриг»)

Поднимаясь вместе с автором из «Храма Сердца» по «Лестнице в Небо», читатель попадает в «Небесный Город», где легко встретить «Ангела на Улице» и послушать «Песни призраков», поскольку значительное место в книге занимает тема посмертного существования души и, фактически, Бессмертия. Однако особо стоит отметить цикл «Сорокоуст маме» — сорок избранных (уцелевших — оставленных самим автором из сотни) стихотворений, написанных Александрой в разные годы, начиная с двенадцатилетнего возраста, которые трогают читателя до слез:

«<…>
Замок — воздушный, но в саже,
Фея вздыхает — не плачет:
"Мама, напомни той страже:
Долго за феей не скачет!"
<…>
Ветер шептался с золою,
Вечер тянулся к балладам,
Солнце прощалось с землею,
Время дышало на ладан.
<…>
Тучки спускались на склоны,
Небу немножко всплакнулось,
Слезы упали на волны,
Море — соленым — проснулось».
                   («Девочка и Море»)



           * * *

«Птицы проснулись, но громко молчали,
В доме бесшумно шептались печали…
— Мама, не прячься! Ну где же, ну где ты?
Розы — живые! — но меркли букеты,

Видом прискорбным нещадно сражая:
"Вспомни! Нет мамы — есть тетя чужая"…»
                    («Весна, девочка и розы»)



           * * *

«Зачем-то осталась жива,
Считаю до Неба ступени…»
                    («Метель»)



           * * *

«а Солнце сослалось на божью усталость,
по пальцам — денечки мажорной программы…
скажи мне: как много ступенек осталось
до… мамы?..»
                    («Реквием Лету»)



           * * *

«Тот Запах из детства, где оси надлом,
Внезапно вдоль моря зашлепал навстречу.
Казалось, не вспомню: затерян в былом,
А, если и вспомню, едва ли замечу…

Столкнулись нос к носу, накрыло волной, —
Смятенье эфира усилив стократно,
Он вспыхнул надеждой и плелся за мной,
Напрасно пытаясь вернуться обратно.

Но кадры душили, целуя тобой,
И дождик закапал, и ноги — как вата,
И чайкой к ресницам — соленый прибой
Из детства, в котором застряла когда-то…»
                    («Запах из детства»)

Но Православная вера, которую впитала в себя «девочка из церковного хора», — сильнее боли. Посредством авторских стихов, будучи животворящим источником, она залечивает раны и дарит читателю надежду:

Мерцает Город в звездном море,
Кораблик радостен в пути —
Он знает: пение в соборе
Поможет каждого спасти…

Граница мечена пунктиром:
Касаясь крыльями Небес,
Молитвы тайно правят миром,
Являя множество чудес…

Пронзает голос купол Храма
Духовной трепетной волной,
Я сердцем чувствую, что мама —
Как прежде, рядышком со мной…
                     («Песнопение»)

Стоит отметить и неоднократное повторение автором мысли о принятии своей судьбы — смирении:

«Не плачу: все — воля Господня…
Исчезнут и слезы, и смех
Однажды… а в окнах сегодня
Снежинки кружились наверх…

Я помню: все — воля Господня…
Не ряжен, не сужен, не друг —
Забавно… я выла сегодня
На стаю летящих на юг…

Я верю: все — воля Господня…
Крестила дрожащей рукой,
Прощаясь… мне снился сегодня
Молебен за вечный покой…

Не спорю: все — воля Господня…
От крика нещадных примет
Оглохла… я знала сегодня:
Развилка, но счастья — в ней нет…
                      («Развилка»)

Одной из жемчужин книги, на мой взгляд, является стихотворение «Молитва»:

пошли мне тех, с кем сложатся Пути,
возьми все то, что следует отдать,
подай мне знак, где знания найти,
не дай узнать, что велено не знать,

внуши помочь без пафоса и фраз,
открой во сне, что надобно успеть,
пока душой не выстрадан тот час,
когда спою достойное пропеть.

В 2020 году за стихотворения, представленные в этой книге, Александра Крючкова стала лауреатом премии им. А. А. Блока «Покой нам только снится» в рамках конкурса «Преодоление» (Московская городская организация Союза писателей России), а в 2022 году книга была удостоена победы в конкурсе «Душа Православия» (Московская городская организация Союза писателей России, НП «Литературная Республика»).
Уверена, что книга «Ангел на Улице» займет достойное место в духовной литературе России и дополнит православную сокровищницу за рубежом.

Людмила КОРОЛЁВА,
поэт, член Союза писателей России,
руководитель
Открытого Литературного Клуба «ОткЛиК»



Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru