Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
Новости
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
TV "Поэтоград"
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 8 (23), 2012 г.



ВИКТОР ВЛАСОВ
ОТГОРОДИВШИСЬ ОТ МИРА СЕГО


Лед и пламень наших чувств — противоречивы, но вместе порождают страсть, способную поглотить человека всецело, изменить его личность, научить… и увлеченность литературой разного жанра помогает этому росту.
Конечно же, всегда в ущерб делам житейским, зачастую ценой непонимания близкими людьми даются писателю труды его. При всем том автор никогда не уверен: будет ли правильно понят читателями, нужен ли он литературе вообще?! Писатель знает, что должен, обязан выложить будоражащее душу переживание на бумагу или хотя бы в Интернет. Неприятие его суждений, безответность переживаний и впечатлений — заставляет автора отгораживаться от действительности, вынуждает забросить творчество. Так многие литераторы, даже большие, например, Александр Плетнев, а также очеркист Иван Федоров — перестали писать много лет назад.
Почему? Потому что никому не нужно чтение глубокое, которое требует от читателя работы мысли — такое, которое правильно поймет лишь воспитанное на оном старшее поколение, уходящее… Сейчас литература читается иная: Рю Мураками с его «обезбашенными» подростками, живущими свободной любовью, Эдуард Лимонов, Паэло Коэльо и другие. Видно, на них и стоит равняться?
— Захар Прилепин и Дмитрий Быков — хорошие сочинители, — соглашается Лев Емельянович Трутнев, писатель и руководитель литературных семинаров. — Сочинители нашего времени, которое меняется… Посему и они — отойдут.
Петром Алешкиным были предложены варианты решения литературных проблем в нынешней ситуации, и не только «Голос-Пресс» в единственно оставшейся книжной серии «Культурное наследие России» может издавать БОЛЬШУЮ ЛИТЕРАТУРУ. Но есть ли смысл? Издательства живут коммерцией…
В своем последнем интервью Александр Плетнев, автор «Шахты» и «Дивного дела», объяснял, почему бросил писать свой, по его словам, яркий роман — «Лицедейка».
Александр Плетнев объясняет, что издательства ударились в коммерцию, писать «как прежде» стало не выгодно…
Тогда о себе Александр Никитич не думал. Он помогал молодым литераторам пробиваться в «толстые» журналы. В «Октябрь», где состоял членом редколлегии, в «Наш современник», где неоднократно просили его прозу, во многие другие. Тогда по рекомендации Александра Плетнева в московском издательстве «Современник» впервые вышли книги омских авторов — Николая Трегубова и Льва Трутнева. Тогда Плетнев гостил в Овсянке у Виктора Петровича Астафьева, виделся с такими писателями, как Распутин, Лихоносов, Белов, Курбатов и Крупин.
Время ударило или ударилась сама жизнь — о что-то «подводное», не распознаваемое, мощное и подлое. Вмиг обвалились тиражи изданий. Люди будто ослепли душой или ослабли умом, потеряв интерес к настоящей литературе. «Примадонна», «Императрица» российской эстрады, «Король попсы», «Май Абрикосов» из «Дома 2»… — вот, пожалуй, те имена, которыми мы якобы хотим интересоваться и обсуждать. Хотим ли? Или кто-то нам умело внушает, что «мы этого хотим»?
Глядя в конце журнала на строку «тираж», мои литературные наставники: Николай Трегубов и Николай Березовский — оба готовы прослезиться.
— Куда все делось? — спрашивает поэт Николай Михайлович Трегубов потерянно и обиженно. Сейчас он руководит литературным объединением имени Якова Журавлева, помогает молодым авторам совершенствовать стиль. «Вытравливает» ошибки-блохи, правит нескладные стихи, прозу, дает рекомендации по сюжету. В год он помогает участникам лито выпустить около двадцати-тридцати книг.
«На шестом Всесоюзном…» — остались у него лишь воспоминания, когда виделся на литературном семинаре в Москве с Анатолием Кобенковым.
— Да, Союз писателей развалился! Проклятье! — стучит по столу кулаком Александр Сафронов, помощник председателя Союза российских писателей (омского отделения) и член редколлегии альманаха «Складчина». Он краснеет и сердится, когда спрашиваешь его о недавнем времени писателей… Тут он буквально готов разорвать принесенные ему рукописи. — Ушла литература!
Он ведь прав. Литература ушла, действительно. В Интернет. На блоги, на странички, в электронную форму… Одних только электронных литературных журналов не счесть. Андрей Углицких, Вячеслав Корнев, Анна Самойлова, Евгений Степанов, Георгий Каюров, Владимир Костылев, Андрей Козырев, Иван Таран и многие другие… Они пытаются возродить литературу в Интернете, выкладывая свои издания на электронные страницы.
Да, у немногих есть «бумажное» издание, но тиражом настолько страдальческим, что не хочется и упоминать. Кишиневский литературный журнал «Наше Поколение» Георгия Каюрова, в редколлегию которого входит и Николай Переяслов, созвучен с московским молодым общероссийским журналом «Наша Молодежь» Петра Алешкина. Каюров и Алешкин — оба писатели, издатели, сплачивают талантливых авторов. Один делает упор только на молодых, а второй — на тех, кто традиционно подает литературные материалы.
Все же писатели, редакторы, издатели не пропадают без дела. Они всегда в поиске талантливых авторов, способных донести чистое слово. Например, поэтесса Эльвира Васильевна Кочеткова, жительница Владивостока, является координатором и организатором программы «Народная книга», а учредителем является Владимир Михайлович Тыцких. Поэт и публицист, Владимир Михайлович работает с Владимиром Костылевым, редактируя и рекомендуя неплохих авторов для арсеньевского «Литературного Меридиана». Таким образом, видим: писатели друг другу помогают и продолжают служение Литературе до сих пор.
— Что вы ноете все? — шутливо бросает на одном из мероприятий Евгения Лифантьева, блогер, фантаст и критик. — Я пишу фантастику, выхожу отдельными книгами в ЭКСМО, как Сергей Лукьяненко и многие… да зайдите на мой блог: http://skadi-omsk.livejournal.com/2012/05/29/ — я там о многих пишу, знаю почти все про фантастов, со многими общалась, когда ездила на «Прессконы» разные. Встречалась там со Святославом Логиновым, Борисом Долинго. У нас в Омске, кстати, живет человек, который виделся несколько раз с Борисом Натановичем Стругацким, много раз печатался в журнале «Полдень 21 век». Имена у многих фантастов — значительные, не то что у реалистов… Фантастов печатают отдельными книгами и платят хорошо. Мария Семенова… интервью ее читали в «Литературной газете»? Она не любит нытиков! Автор «Волкодава» — создатель «славянской фэнтези», неплохо заработала на этом.
Участник литературного объединения фантастов «Алькор[1]» Евгения Лифантьева призывает не отгораживаться ни от кого — надо просто писать увлекательно.
Глядя на старших коллег, я понимаю, что не застал, увы, то время, когда писателя любили и уважали. Жаль, что мы, молодые, не знаем того, о чем грезит в своих воспоминаниях старшее поколение. Из блогов, из эссе, опубликованных в малотиражных изданиях, мы теперь только и узнаем о прошлом. Но, надеюсь, — наша светлая и талантливая молодежь снова поднимет отечественную литературу и культуру на высокий уровень.



— Омское литературное объединение, созданное группой фантастов. Наиболее яркими его участниками, по словам Евгении («Скади») Лифантьевой, выпустившими книги в издательстве ЭКСМО, являются: Наталья Бульба, Алексей Токарев, Алёна Ковалевская и Роман Терехов.

 




Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru