Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
Новости
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
TV "Поэтоград"
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 32 (83), 2013 г.



Наукой о поэзии
В Германии вышел объемный том о современной русской поэзии

 

Осуществлена часть проекта, который ведут профессор Трирского университета Хенрике Шталь и докторантка Марион Рутц. В 2010‑м году они провели в городе Бернкастель-Куз, на родине средневекового философа Николая Кузанского, масштабную конференцию, посвященную современной русской поэзии. И сейчас вышел объемистый том исследований «Имидж, диалог, эксперимент — поля современной русской поэзии» (München-Berlin-Waschington, 2013).
В нем приняли участие 33 автора из Германии, России, Беларуси, Болгарии, Италии, Голландии, Англии, США, Японии.
В обзорной статье Хенрике Шталь и Марион Рутц представляют общую картину бытования современной русской поэзии и состояния ее исследований, как в самой России, так и в других странах, особенно в Германии. Такой аналитический обзор предпринят впервые, и надо сказать, что авторы прекрасно владеют материалом, их замечания, как правило, точны и проспективны. Отмечены многие российские литературные проекты, в том числе журналы «Дети Ра» «Футурум АРТ», «Зинзивер». Справедливо замечание авторов: «По сравнению с рецепцией концептуализма неоавангард значительно позже и меньше привлек к себе внимание, несмотря на то, что это направление представлено с достаточно широким диапазоном как в количественном, так и в качественном отношениях не только в России, но и за границей». В статье Марион Рутц «“Каноны” современной русской поэзии» дается качественный проблемный анализ публикационной практики российских журналов. Автор особо оговаривает следующее: «Рассмотрение канонов литературных журналов завершим, отметив один (типичный) пробел. Плохо представлен — особенно учитывая интересы участников настоящей конференции — современный авангард. Возможные причины следующие: (1) большая часть коллег и читателей не сочувствует их экспериментам; (2) неоавангардисты создали собственный участок поля, между прочим свои собственные журналы — “Черновик”, “Другое полушарие”, “Футурум АРТ” и др.»
И как бы в восполнение этого пробела в сборнике публикуется статья «одного из главных поэтов и теоретиков неоавангарда» (Х. Шталь, М. Рутц) Сергея Бирюкова «Грани неоавангарда: действующие лица, институции, группы, издания, презентации и т. д.». В числе изданий автор особо отмечает журнальные проекты Евгения Степанова. О поисках современного неоавангарда идет речь также в работах Валерия Гречко «Звук и значение в современной русской поэзии: сто лет после футуризма», Стефани Сандлер — «Женская визуальная поэзия в России и за ее пределами», Ирины Градинари «“Видеомы” Андрея Вознесенского. Об авторефлективном переосмыслении поэтом своего творчества», Владимира Фещенко «О современных “композиторах языка”. “Тайная музыка слова” Елизаветы Мнацакановой».
Невозможно перечислить все проблемы, которые затрагивают авторы сборника. В орбите внимания множество имен поэтов, как сверхизвестных, таких как Елена Шварц, Д. А. Пригов, так и менее известных, таких как Ирина Ковалева или Сергей Тихомиров.
В целом сборник дает возможность составить довольно отчетливое представление о значительной части того, что происходит в современной русской поэзии, как в ретроспективном, так и в перспективном планах. И, конечно, книга послужит хорошим стимулом для тех, кто осмелится углубиться в дальнейшее изучение современной русской поэзии.

 

Вильгельм Нотенберг



Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru