Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
Новости
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
TV "Поэтоград"
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 16 (221), 2016 г.



Поэтический театр «Под Деревом»
О синтезе драматургии и поэзии

Как ни печально, познания в поэзии современного среднестатистического образованного россиянина заканчиваются на школьной программе. Кто-то углубляется в творчество Беллы Ахмадулиной, почти все любят Иосифа Бродского и Марину Цветаеву, но мало кто следит за достижениями современников, а среди них, в противовес распространенному в массах мнению, есть выдающиеся творческие люди. Действие всеобщей глобализации таково: кричащий поток визуальных образов рекламы и различных медиа заполнил весь «информационный эфир»; в этих условиях современникам сложнее прислушиваться к тихому поэтическому голосу души... А в это время рядом с нами созревает новая классика... Многие поэтические достижения XX века стали частью массовой культуры именно благодаря тому, что дополнили сценарии фильмов, зажили новой жизнью в качестве текстов песен. Но до кинематографа как первооснова был театр. Был и есть.
Объединить поэзию и театр, отыскать в ней зерно драматургии и воплотить его посредством языка театра, символов и сценографии, световых возможностей — к этому направлению в искусстве прибегали как актеры, так и поэты. И в наше время подобные попытки многих поэтов и режиссеров соединить поэзию и театр — неслучайны. По всей видимости — время требует новых форм выражения мысли.
Сегодня синтез поэзии и драматургии,  с учетом выхода и того и другого на новый этап развития, в их новой острой и живой форме рефлексии на современность — перспективнейшая область для творческих поисков.
Одним из ярких представителей этого направления в искусстве является поэт, ведущий актер государственного театра кукол (г.Липецк), создатель и режиссер поэтического театра  «Под Деревом», филолог, дипломант фестиваля «В зеркале сцены», многократный лауреат «Дельфийских игр», дипломант профессионального конкурса актеров и режиссеров «Берегиня», — Иван Карпов.
Да, поэзию уже ставили: хрестоматийный пример — поэма С. Есенина «Емельян Пугаёв» получили свое сценографическое воплощение поэмы М. Цветаевой («Каменный Ангел» и др.), известно и множество других примеров. В основе большинства постановок — цельное поэтическое произведение,  подписанное именем классика. Иван Карпов ставит перед собой принципиально другую задачу: подчинить общей повествовательной линии разнообразные поэтические циклы, богатую палитру эмоциональных переживаний, порождаемых поисками духа. Режиссеру интересны поэты-современники. Создание такого спектакля — дело особенно сложное.
Поэтический Театр «Под Деревом» Ивана Карпова — уникальный в своем роде проект. В спектаклях театра поэзия обретает функции увеличительного стекла души лирического героя, отсекая все лишнее и наносное, она оставляет зрителя наедине с самым настоящим и вечным.

Еще в 2013 году группа единомышленников из липецкого государственного театра кукол под руководством Ивана Карпова воплотила в жизнь спектакль, посвященный поэтам ХХ века, а в 2015 году состоялась премьера спектакля «Сны Танаиса», посвященного целой плеяде поэтов так называемой заозёрной школы. Конечно, поэзия творца самодостаточна, но более глубоко прочувствовать дух заозёрной школы, оказаться как бы внутри их мировоззренческой позиции, их образа жизни, как акта творчества, — невозможно без театра, без погружения в историю возникновения и существования творческого объединения изнутри.  Именно эти задачи и воплотил спектакль.
Постановка основана на реальных событиях начала 80-х годов. Под Ростовом-на-Дону на руинах античного города Танаис сформировался современный феномен русской поэзии XX века — поэтическое объединение «Заозёрная школа». Отцы-основатели школы — плеяда поэтов, гонимая отовсюду властями, партией и местными поэтическими кружками, основывает вольное поселение поэтов на базе  музея-заповедник Танаис. Так в «стиле хиппи» они просуществуют около 15-ти лет, живя в хижинах и полностью посвящая себя поэзии, музыке и созданию музея античности. Там прошли знаменитые фестивали поэтов. Поэзия «заозёрщиков» имеет свой собственный узнаваемый стиль. Она пропитана идеями и образами античности, творческими диалогами современной и древних культур.

Здесь, под спокойным небом Танаиса,
Я перестал жить чувством и моментом.
Я больше никуда не порывался,
Я больше никогда не торопился,
Возился с глиной, камнем и цементом
И на зиму приготовлял запасы.
Здесь, под античным небом Танаиса,
Зимой гостили у меня Гораций,
Гомер, Овидий, Геродот, а летом
Родные и приятели: актрисы,
Писатели каких-то диссертаций,
Изгнанники, скитальцы и поэты...

В спектакле «Сны Танаиса» Иван Карпов выступил не только как режиссер и актер, но и как художник, и автор сценария. Он раскрывает перед зрителем  поэтический мир школы. История, рассказанная актером и режиссером проекта и   театра — о судьбе последнего из оставшихся в живых поэте  Заозёрной школы. Древний город Танаис, в котором когда-то прошла молодость героя, снова зовет путника стать своей частью. И путник слышит этот зов. Вырываясь из объятий «каменных джунглей» на руины античности, через прикосновения к дорогим когда-то скитальцу предметам, а ныне – хламу, герой воскрешает в своей памяти такие категории, как Родина, Любовь, Дружба и Бессмертие.
Необычен и авторский подход к сценографии. В одноактовом спектакле длительностью всего 40 минут, аскетичном в использовании декораций и при участии всего двух актеров, автор создает атмосферу не только Танаиса конца XX века, но и древнего города как хранителя культур и эпох, находящихся в бесконечном диалоге друг с другом. Ведь «заозёрщики» у Карпова — это один из снов огромной глыбы «сплетений наречий, слияний кровей и сердец» под названием Танаис. Автор сценария, художник, режиссер, Иван Карпов, находит новаторские ходы в сценографии. Теневой театр, разнообразные световые эффекты и режиссерский прием разделения действа на логические фрагменты посредством зеркальных проекций насыщает постановку, основанную на отдельных поэтических циклах завораживающей динамикой.
Постановка уникальна в своем роде. Она абсолютно независима от государственных учреждений, критиков и коньюнктуры вообще. И в этом она идентична главной мысли и, если угодно, сверхзадаче спектакля: и по форме, и по содержанию это «хиппи-спектакль», поскольку он рассказывает о свободе, да и создан в абсолютно свободном творческом акте, избавленный от искажений «каменных джунглей». Постановка пропитана духом конца шестидесятых, когда «дети цветов» мыслили, чувствовали и жили аналогично героям спектакля.
Спектакль «Сны Танаиса» программный для театра, не отдельный спектакль, а целый проект. Через синтетическую форму поэтического театра Иван Карпов говорит о главном в современной российской поэзии, создает новые тенденцию и пространство. Автор выводит новое направление в поэтическом и театральном мире. Он поднимает простые формы театра  и  мелодекламации на уровень драматического спектакля. Интересно, что во время гастролей во втором музыкальном отделении как правило выступали поэты — ведущие мастера отечественной авторской песни, прямые последователи «заозёрщиков». Так осуществляется связь поколений. Автор второго отделения автоматически становится непосредственным участником спектакля.
Весной 2015 года спектакль был показан на сцене Ростовского-на-Дону Академического Молодежного Театра, а так же в Таганроге в рамках IХ Международного Чеховского книжного фестиваля. В ноябре 2015 г. состоялся показ в Доме актера (г. Воронеж, театр «Неформат»), в январе 2015 г. – в ДК «Строителей» (г. Липецк). Показ, запланированный на апрель,  состоится в г. Обнинске. Совсем недавно, 28 февраля 2015 года творческая работа была представлена на суд московскому зрителю на театральной площадке Международного Славянского Института. В настоящее время театр проводит  поэтические мастерские и регулярные актерские тренинги, гастролирует по стране со спектаклем «Сны Танаиса» и ведет активную творческую работу в направлении синтеза поэзии и театра. Надо сказать, что Иван Карпов не только актер, режиссер, художник и автор сценария работы, но и довольно плодовитый  поэт и филолог, а спектакль «Сны Танаиса» — дань памяти  его учителям по поэзии. Следующая постановка поэтического Театра «Под Деревом» совсем скоро выйдет в свет. Спектакль по стихам Ивана Карпова станет творческой перекличкой – диалогом поэта ХХI века с поэтами ХХ века.

Искусствовед, преподаватель
МГХПА им. С. Г. Строганова
Ангелина БУГРОВСКАЯ



Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru