Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
Новости
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
TV "Поэтоград"
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 17 (222), 2016 г.



НАСЛЕДИЕ «ЗОЛОТОГО ОРФЕЯ РОССИЙСКОЙ ЭСТРАДЫ».
ДУША В ЛАДОНЯХ ЭВРИДИКИ

Бесценным подарком мне и всем шадринцам стала внушительная по весу посылка из Москвы, прибывшая в Шадринск от талантливой русской поэтессы, журналиста-хроникера и, по воле судьбы, моего единомышленника и друга Нины Петровны Красновой. Прошло чуть более трех лет со дня нашей встречи в Шадринске в августе 2012 года, когда она, сопровождая своего друга и соавтора, «золотого тенора России» и композитора Анатолия Шамардина, впервые побывала на Урале. Именно Анатолию Викторовичу Шамардину, посетившему старинный купеческий город на Исети (отмечавший 350-й день своего рождения) и внезапно ушедшему, спустя полтора года, в мир вечности и мудрости, посвящены два выпуска (7 и 8) литературного альманаха Нины Красновой «Эолова арфа».
Два чудесных фолианта из воспоминаний о гениальном вокалисте и композиторе, развернутых интервью, эссе, поэтического венка из стихов российских поэтов, посвященных Анатолию Шамардину и Нине Красновой, высокой публичной оценки творчества «Золотого Орфея российской эстрады» выдающимися деятелями культуры и искусства современности, воспоминаний поэта-песенника Виктора Бокова, поэта Андрея Вознесенского, певицы Людмилы Зыкиной, Николая Старшинова, Новеллы Матвеевой и многих-многих других… В посылке нашлось место двум томам стихов Нины Красновой «Тайна», изданным в 2015 году (в «Вест-Консалтинге» Евгения Степанова), фотоматериалам разных лет.
Все здесь – судьбы лучших представителей русской творческой интеллигенции, рождение уникального голоса и композиторского дара, взлеты, восторги современников, аплодисменты, обман и предательство… Рожденный в многонациональном ставропольском селе, талант Анатолия Шамардина, густо замешанный под солнцем юга на греческом оптимизме, самодостаточности, казачьей стрессоустойчивости и выживаемости, с годами обрастал новыми гранями, яко бесценный бриллиант. О таких людях говорят: «Поцелован Богом!».
Выпускник Горьковского института иностранных языков и аспирантуры при Ленинградском университете, великолепно поющий и вещающий на многих языках мира, он вплывал в мир столичного искусства непросто. Берега не всегда были распахнутыми в братской любви. Годы работы в Ленинградской, Смоленской, Владимирской, других филармониях центральной России, в оркестре Леонида Утёсова, работа в Германии и Греции отточили его высочайший дар – дар лечить человеческие души голосом небесной чистоты. Голосом, который с первых нот буквально обволакивает слушателя, то укладывая его в материнскую колыбель под защиту всех высших сил Добра, то поднимая к вершинам нездешнего наслаждения радостью бытия и вселенской Любви.
            Сегодня определенно можно поставить имя Анатолия Шамардина в один ряд с великими вокалистами-тенорами XX столетия: Сергеем Лемешевым, Вадимом Козиным, Эмилем Горовцом, Георгием Виноградовым, Рашидом Бейбутовым… Шадринскому перекрестку повезло с богатой историей. Город многократно становился пристанью для знаковых людей российской науки, политики, искусства, литературы… для людей мирового масштаба. В 1966-1968 годах Анатолий Викторович Шамардин преподает в Шадринском педагогическом институте. Здесь завязывается его дружба с талантливым шадринским поэтом-«веснопевцом» Александром Виноградовым, преподавателем ШГПИ Юрием Трапезниковым. В эти годы начинается его многолетняя творческая дружба с великим русским поэтом и прозаиком Виктором Фёдоровичем Боковым. Сегодня есть возможность в сетях Интернета послушать наряду с произведениями, записанными А. Шамардиным на многих языках мира, и одно из первых композиторских опусов А. Шамардина на стихи В. Бокова «Луговая рань». В лирической мелодической ткани данной миниатюры уже заложены те основы, которые в дальнейшем позволят художнику выйти на формат творчества, присущий именно ему – композитору Анатолию Шамардину.
Когда соприкасаешься с музыкой и вокальной подачей его чудесных песен-романсов на стихи Нины Красновой «Сон под пятницу», «Селезень и уточка», «Россиянка», ловишь себя на мысли, что эти «неформатные», салонные произведения живут вне времени и вне пространства, продолжая лучшие традиции русской камерной вокальной музыки, заложенные М. Глинкой и А. Даргомыжским, А. Варламовым и А Верстовским… Покоряет изысканность, «аристократичность» мелодий Шамардина, неповторимая гениальная аранжировка гитариста Сергея Орехова. А какая богатая интонация артиста! Безусловно, здесь душа Анатолия Шамардина созвучна и с творчеством Александра Вертинского. Думается, искусствоведам в будущем необходимо обратить пристальное внимание на литературно-музыкальные полотна истинно русских по духу авторов Нины Красновой и Анатолия Шамардина.
            Слава Богу! И низкий поклон составителю и главному редактору «Эоловой арфы», русской Эвридике златоголосого Орфея Нине Красновой за огромнейший мемориальный труд во светлое имя одного из самых ярких представителей российского музыкального искусства и издательству «Вест-Консалтинг»! Память об Анатолии Шамардине навсегда останется с нами. И если уж суждено в райских кущах звучать музыке небесной чистоты вне границ времени и пространства, то пусть это будет небесное бельканто российской эстрады Анатолия Шамардина!

P. S. Познакомиться с альманахом Нины Красновой «Эолова арфа» можно, заглянув в Центральную библиотеку им. А. Н. Зырянова, библиотеку музыкальной школы им. Т. В. Бобровой, библиотеку Шадринского государственного педагогического института, либо в сетях Интернета…

Сергей ЧЕРНОВ,
руководитель Отдела культуры
Администрации города Шадринска




Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru