Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
Новости
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
TV "Поэтоград"
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 09 (381), 2020 г.



ФЕНОМЕН АЛЕКСАНДРА ФАЙНА

Создать энциклопедию жизни — одна из задач литературы: особенно, учитывая слом, познанный (трагически, в основном) людьми, пережившими (а часто перестрадавшими) 91–93 годы двадцатого столетия.
Александр Файн пишет густо, плотно, с избытком (хорошим) бытовых деталей: точно иного материала, кроме раскинутого жизнью, нет: вот и выкраивает писатель из нее фактурные свои рассказы и повести.
Так, после прочтения сборника рассказов «Красный телефон» остается сложное послевкусие: хочется по-новому взглянуть на пережитое, предаться размышлениям о правде и лжи: о коренном устройстве жизни.
Книга о многих… и, думается, для многих, — изведавших корневой слом советской системы и очень по-разному устроившихся в недрах последовавшей реальности.
…красное солнышко взойдет, но с ним придется прощаться.
Краткость памяти обжигает так же, как способность рукописей гореть; но литературное свидетельство человека, много пережившего и изрядно повидавшего, становится ценным вдвойне: такова и повесть «Прости, мое красно солнышко»…
Колыма, двое мальчишек, живших давно, их впечатления, медленно складывающиеся в осознание жизни (не говоря — саму жизнь); воспоминания — о времени, чей свинцовый поток всегда равнодушен к нам, людях, нравах.
Все скульптурно четко, зримо, ощутимо; сквозь иные страницы просвечивает напряженно пульсирующая, продуваемая разными ветрами (в том числе онтологическим) жизнь…
Горечь иных рассказов Файна соответствует опыту бытия: тому ощущению (не редкому, особенно в России), согласно которому нас просто перемалывают жерновами.
Такова явь.
Такова истории — размышляя о которой, всегда хочется лучшей: более светлой, справедливой.
…судьбы людские: яркие, тусклые, прослоенные страданием; судьбы противостоящие и подчиняющиеся, зависящие от обстоятельств и заставляющие бороть их; судьба — основа всякого произведения Файна; и в этом столько же экзистенциального, сколько и литературного, художественного, живописного.
Писатель не равнодушен к судьбам людей: он вырезает стигматы сострадания на читательских душах, что в сочетание с очевидным не малым даром, свидетельствует о сокровенной связи с линиями русской классики…
Цель литературы (помимо чисто эстетической) поднимать души читающих ввысь, приводить их в гармонию с вертикалью, и А. Файн хорошо справляется с этой целью.

Александр БАЛТИН




Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru