Материалы номера № 11 (383), 2020 г.
ВЕТВИ ВЕРЛИБРОВ ЕВГЕНИЯ СТЕПАНОВА
Звуковая игра, выявляющая корни слов, необходима верлибру: именно через нее он может раскрываться своею безрифменной сущностью:
о Робер Оссейн о росс на Сене
Предшествующие восклицанию смысловые ряды будят богатые ассоциативные всплески: знаменитый актер, знаменитый фильм, ощущения юности, связывающие многих представителей определенного поколения:
Робер Оссейн говорит по-русски великий французский актер говорит по-русски это и понятно ведь его мама из Киева я люблю все роли Робера Оссейна даже ту ужасную когда он пытается выстрелить в Жосслена Бомона героя Бельмондо в легендарном фильме «Профессионал»
Так Евгений Степанов, выстраивая мир своих верлибров, черпает из истории и опыта, который у каждого связан и с солью, и с перцем — но и ретроспекцию, во многомсостыкованную с советскими воспоминаниями, прорисовывает подспудно красиво. Верлибр Степанова мускулист, он исключает провисания, и простые заявления превращает в поэтические вспышки: будто своеобразная, не связанная с грозой, молния мелькнула:
человек не может не любить все просто все сложно
Лестница метафизики разворачивается за краткой суммой словес: простота, дающаяся через сложность, будит память об алхимиках, объяснявшее сложное через еще более сложное; многое, напластовываясь, вызывает пространные ощущения. Образы кино часто возникают в верлибрах Степанова: отчего строфы верлибра точно становятся кадрами, вспыхивающими цветовыми огнями:
глаза Пресвятой Девы Марии в фильме Пазолини «Евангелие от Матфея» никак от них не отвезти взгляда никак не забыть удивительное дело это глаза матери режиссера
Интересный мир верлибров органично входит в разнообразный словесный свод, кропотливо и ярко творимый на протяжении многих лет Евгением Степановым: поэтом, прозаиком, ученым, издателем…
Александр БАЛТИН
|