Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
Новости
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
TV "Поэтоград"
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 1 (52), 2013 г.



Нужны ли творческие союзы?
Тезисы доклада

 

Во времена Советского Союза принадлежность к официальному творческому объединению (Союз писателей СССР, Союз художников СССР, союз композиторов СССР) давала очень многое. Для людей пишущих — прежде всего возможность публикаций. Члену писательского союза проще было опубликовать книгу, да и гонорары для членов были выше. Многое зависело от попадания «в обойму». Включенным в круг признанных выпадали командировки, сначала по СССР, потом — за границу. Довольно многие постоянно ездили в страны социалистического лагеря, а избранные — даже в капиталистические страны. А еще светили хорошие поликлиники и больницы, путевки в санатории и дома отдыха. А еще — просторные квартиры в писательских домах, дачи. Ну и, конечно, — правительственные награды, которые влекли за собой дальнейшее улучшение жилищных условий, приглашения на важные правительственные мероприятия, новые поездки за границу. И громадные тиражи книг. Которые часто не раскупались годами. Но пополняли перечень публикаций видных членов Союза писателей СССР, уютно почивающих на лаврах славы.
Все это ушло в прошлое. Теперь союзы, объединяющие писателей, художников, композиторов, не могут одаривать своих членов материальными благами. Да и не должны, ибо это общественные объединения, существующие отдельно от власти и не призванные выполнять задачу держать в узде писателей, кнутом и пряником добиваясь от них повиновения, верности коммунистическим идеалам. Достаточно напомнить, что наряду с обласканными были и отвергнутые союзами, изгнанные. Говоря о писателях, достаточно вспомнить имена Виктора Некрасова, Василия Аксёнова, Сергея Довлатова, Иосифа Бродского.
Нынешние союзы выполняют совсем иную задачу — объединяют людей по творческому признаку, тем или иным образом помогая им в творческом становлении, создавая возможности для творческого общения. Это настоящие общественные объединения, а не скрыто государственные структуры, как было при советской власти.
Сейчас немало союзов, которые объединяют пишущих людей. И это вполне обоснованно. Если нет единственно верной идеологии, если исчез диктат коммунистической партии, нельзя согнать всех писателей, поэтов, публицистов, драматургов в одну единственно верную организацию. Но если творческих организаций много, мы вправе говорить о более и менее успешных. И критерий оценки в данном случае один: полезность организации для ее членов, причем, полезность как творческого цеха, как организации, помогающей в приобретении литературных навыков, в обеспечении общения с коллегами.
Союз писателей Москвы занимает особое место среди творческих союзов. Несмотря на название, эта общественная организация вовсе не локальная, городского масштаба. Так сложилось, что писатели, поэты, литературные критики, публицисты, входившие в Союз писателей СССР, разделились в августе 1991 года на тех, кто выступил за коренные преобразования в России, и тех, кто хотел бы сохранить все, как было. Композиторы, художники, архитекторы, дизайнеры не разделились. А вот пишущие таланты не смогли пребывать под единой крышей. Те, кто поддержал рыночные реформы, образовали Союз писателей Москвы (кратко — СПМ), а те, кто поддержал ГКЧП, сгрудились в рамках Союза писателей России. У истоков первого стоял Булат Окуджава. Среди его членов были Юрий Нагибин, Григорий Бакланов, Михаил Рощин, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Анатолий Приставкин, среди его членов остаются Борис Васильев, Фазиль Искандер, Владимир Войнович, Евгений Попов и еще немало других славных имен, достойно представляющих современную российскую литературу. Всего — более полутора тысяч человек. С момента основания СПМ до последнего своего дня в 1998 году Первым секретарем являлся поэт Владимир Савельев. Долгие годы душой и мотором СПМ в должности Первого секретаря была поэт Римма Казакова. После ее смерти в 2008 году обязанности Первого секретаря исполняет известный литературный критик и экс-министр культуры Евгений Сидоров. С момента основания СПМ и до своего ухода из жизни в 2010 году председателем союза являлся известный публицист и писатель Юрий Черниченко. С начала двухтысячных должность сопредседателя СПМ занял Сергей Филатов, очень много делающий для помощи начинающим и молодым писателям.
Чем занимается СПМ? Помогает молодым писателям, поэтам, проводит самые разные мероприятия, связанные с литературным процессом, включая ежегодное Совещание молодых писателей Москвы и Подмосковья, выпускает литературный журнал «Кольцо А» (главный редактор — поэт Татьяна Кузовлева). Начиная с 1999 года ежегодно СПМ вручает лучшим писателям, поэтам, критикам, переводчикам премию «Венец». С 2009 года молодым поэтам вручается премия «Начало» имени Риммы Казаковой. Кроме того, для авторов, пишущих для детей, вручается Литературная премия имени Корнея Чуковского.
Текущая работа — вещь малозаметная со стороны. Но именно она создает пространство общения и творческую атмосферу, которая нужна для творческого процесса, для профессионального общения писателей, для приобретения творческих навыков, обучения тайнам мастерства молодых членов СПМ. Каждую неделю с начала осени до начала лета проводятся различные мероприятия в Малом зале Центрального дома литераторов — творческие встречи, обсуждения новых книг, произведений, чтения стихов, круглые столы, дискуссии в рамках Клуба поэзии (руководитель Кирилл Ковальджи), Литературной гостиной (руководитель Надежда Железнова), Клуба «Кольцо А» (руководители Татьяна Кузовлева и Галина Нерпина), Клуба прозы (руководитель Лариса Румарчук).
СПМ в меру своих сил и возможностей поддерживает отечественную культуру, и это крайне важно в наши рыночные времена, когда у государства нет ни денег на культуру, ни понимания необходимости участия ее в развитии страны.
Союз писателей Москвы доказал свою нужность и жизнеспособность. Двадцать лет — немалый срок, особенно если учесть, что СПМ был создан на пороге новой эпохи, что его членам пришлось искать иные формы работы, чем те, к которым привыкли жившие в советское время литераторы. И хочется пожелать СПМ и дальше оставаться организацией, востребованной ее членами, и чтобы их число год от года прирастало.
А еще хочется отметить, что помощь творчеству — работа на будущее России. Потому что по-настоящему страна может прирастать только творчеством, а не газом и нефтью, и не усердием чиновников. Помощь творчеству — главное направление деятельности СПМ.

 

Игорь ХАРИЧЕВ



Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru