Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
Новости
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
TV "Поэтоград"
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 16 (67), 2013 г.



Максим Лаврентьев
"Видения земли"

 

М.: "Литературная Россия", 2012

Всегда перед сном, когда бы ни ложился — в час ночи или в три — читаю любимое — Бродского и иже с ним. Но вот получил книжку Максима Лаврентьева "Видения земли", очень аккуратно изданную. За этим поэтом я слежу очень давно, с тех пор, когда он еще не был главным редактором "Лит.учебы". Первая пародия на стихи Максима — еще в начале моей пародийной деятельности. Иногда перезваниваемся с Лаврентьевым, его мама узнает меня по голосу. Творчество поэта висит на одном нерве, который, кажется, вот-вот лопнет от порывов этой непростой жизни. Текст стихов целен и непрерывен, читается без напряжения, цепочка событий идет лавинообразно последовательно и безэпатажно — эдакий документальный фильм — все, что видят глаза и душа. Уголком глаз слежу за рифмой — до чего ж интересна и вкусна на слух. Ассоциативная — вперемешку с точной рифмой — очень хорошо склеивает строки, придавая естественночть звучанию. А со слухом у Лаврентьева все в порядке. Как с музыкальным, так и с поэтическим.
В неординарного поэта незаметно превратился Максим. Точнее, его превратило время. Каждый поэт, подобно герою Данте, проходит свои круги — круги надежды, счастья и разочарования. В пламени этих кругов можно сгореть, можно закалиться — все зависит от характера и дара. В этом пламени и рождаются стихи Лаврентьева — земные и одновременно воздушные, едкие и ироничные. Биография поэта становится modus vivendi лирического героя Максима. И самое главное, когда есть что сказать, когда в душе все болит за страну, за друзей… и поэт бессилен, только стихи — его невидимое оружие. Как заметил внимательный читатель — в этом небольшом эссе нет цитат — вырывать строки из тела поэм, написанных Лаврентьевым, — неблагодарное занятие — они засыхают, как растение без влаги.
В книге десять маленьких поэм, которые прочитываются на одном дыхании. Каждая поэма — небольшой рубец на сердце поэта — потому что там, в поэмах — о пережитом, о потерянном, о не найденном, о разочаровании.
Поэма "Стена", в которой поэт плоть от плоти частица своего народа, своей страны, просто выплескивает слова боли. Замечательная вещь получилась, правда, цитаты "великих", которые, полагаю, не возразили бы против такого изящного использования их мыслей, стоило бы выделить курсивом. Несмотря, что невелики по объему, но глубинно-эпически поэмы "Кольцо" и "Летопись". Если в первой дается панорама Москвы, города, который Максим любит и знает, то вторая охватывает десятилетие с фиксацией важнейших событий мира и начинается с года рождения самого поэта. Неожиданный ракурс осмысления мира ребенком в поэме "Клетка" и затем переосмысление обычных явлений в последующей жизни делает поэму стержнем этой книги. Да что я пересказываю — читайте сами, господа читатели. Думаю, что не пожалеете. Думаю, что и в стихах я найду много знакомых и незнакомых строк, заставляющих задуматься о многом в нашей непростой жизни. Третью ночь перед сном буду читать вместо Бродского стихи Лаврентьева. Извините, пожалуйста, Иосиф…

Евгений МИНИН



Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru