Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
Новости
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
TV "Поэтоград"
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 25 (76), 2013 г.



 "НОСТАЛЬГИЯ ПО НАСТОЯЩЕМУ" В КИЕВСКОЙ "ИНТЕРЕАЛЬНОСТИ"

Финальная часть международного литературного фестиваля "Интереальность" прошла на борту киевского отеля-теплохода "Богдан Хмельницкий". Около ста литераторов из Украины, России, Беларуси, Грузии, Германии, США и Израиля делились своими мыслями и чувствами на заданную тему "Ностальгия по настоящему". Как отметил один из организаторов и модераторов действа Олег Федоров (Никоф), главная цель фестиваля — единение "ИНТЕРнета и РЕАЛьности" для творческих людей, увлеченных поэзией. В течение нескольких месяцев в Интернете шел фестивальный поэтический конкурс, в рамках которого представительное жюри оценивало и подробно (но доброжелательно) анализировало представленные произведения. Стихи лауреатов конкурса пробились из виртуального мира в реальную книгу, обладателями которой стали все участники поэтического "заплыва" на "Богдане Хмельницком". Эпиграфом фестиваля, задавшим ему тон и духовную атмосферу, стало известное стихотворение Олега Никофа, которое мы процитируем почти полностью:

Ты помнишь, дружище, вьетнамские кеды?
Коленную выпуклость детских колгот?
Настольный хоккей у блатного соседа?..
А ну-ка, напомни, какой это год?

Как строили мы во дворах "халабуды",
И не были метры хрущевок тесны?
Ты помнишь, как пахли пожухлые груды
Листвы подожженной? А запах весны?

Ты помнишь — мы жвачку жевали неделю,
Обертку ее, словно ценность храня?
А помнишь "Орленок"? Вот это был велик!!!
Его я на спиннинг потом поменял...

Ты помнишь, "копейка" считалась машиной
Престижного класса, — почти "Мерседес"!
"Битлов" мы писали тогда на бобины...
На деньги не спорили, — на интерес...

 Ну что, вспоминаешь? — и то уж немало!
Давай-ка нальем за ушедших ребят...
"Несчастное детство"? — Не прав ты, пожалуй!
Счастливей — не будет уже у тебя!

Ностальгия по искренности, доброте, душевности — это было объединяющим стержнем творческого соревнования. О том, как оно проходило и как оценивалось, рассказал член жюри, писатель и литературный критик Платон Беседин:
— Идейный вдохновитель, председатель Оргкомитета "Интереальности" Олег Никоф решил провести весьма любопытный эксперимент: вывести на свет из интернетовских дебрей талантливых поэтов, по сути, изменив саму  природу их творческого modus operandi. Поэтов ведь сейчас как никогда много. Общаются они, в основном, на многочисленных интернет-ресурсах, любовно называемых "кладбищами текстов". Шутка ли сказать: до "великой чистки"  только на "Стихи.ру" было зарегицстрировано около миллиона пользователей. Варясь в этом месиве, комментируя друг друга (делая это, как правило, по принципу "ты мне — я тебе"), они, с одной стороны, вязнут в трясине себеподобных, а, с другой, испытывают пьянящее ощущение свободы (или одиночества, что, в общем-то, одно и то же). Выйти на свет такие поэты не спешат. И не только потому, что им и так хорошо, но и потому, что есть вполне логичный страх быть оцененным, а, значит, и уязвленным. Все же реальные конкурсы, в отличие от интернет-пространства — это, как ни крути, сетка со своей четкой градацией. Тем приятнее, что количество поданных на фестиваль "Интереальность" заявок по-хорошему удивило. Люди откликнулись. И важно было ответить на этот отклик: собрать солидное жюри, обеспечить прозрачную систему оценок. Можно констатировать: организаторам и спонсорам это, действительно, удалось. Произведения участников были разобраны, во-первых, архиподробно, во-вторых, профессионально. А это не только исключение обид и терзаний относительно финального места в табели о рангах, но и важная обратная связь, о которой в Интернете, сколько ни комментируй, можно лишь только грезить. Не зря говорят, что поэзия подобна стреле, пущенной в ухо/сердце/душу читателя. Насколько попадает в тональность — настолько и хороша. Это и был мой главный критерий судейства. Весьма субъективный, надо сказать. Благо, что Олег снабдил другими, вполне объективными, критериями оценок: соответствие теме и условиям конкурса, техника стихосложения, образность, лиричность, фонетическая корректность.
В составе жюри работали известные поэты, лауреаты литературных премий, представители профессиональных писательских союзов. Среди них — председатель правления МСПУ Владимир Спектор (Луганск), члены правления Конгресса литераторов Украины Александр Корж и Игорь Годенков (Киев), поэт и композитор Игорь Лапинский (Киев), поэт Елена Лабынцева (Москва), литературные критики Ирина Залетаева, Галина Агая (Калякина) (Москва), руководители белорусского писательского союза "Полоцкая ветвь" Олег Зайцев и Александр Раткевич (Минск)…
Все они в своих выступлениях говорили о наиболее интересных, с их точки зрения, авторах-участниках конкурса, об их произведениях. Победителями поэтического конкурса фестиваля "Интереальность" стали Виталий Заиченко (Израиль), Марина Киевская и Татьяна Яровицына (Киев), Анатолий Жильцов (Москва), Елена Елохова (Гусь-Хрустальный), Евгения Бильченко (Киев)… Они и все лауреаты награждены Почетными дипломами, грамотами и подарками. А организатор фестиваля Олег Федоров (Никоф) решением правления Межрегионального писательского союза удостоен литературной премии имени Бориса Гринченко за вклад в развитие литературного процесса в Украине. Интересными были выступления почетных гостей фестиваля, среди которых — известные поэты Андрей Грязов, Владимир Каденко, Дмитрий Бураго (Киев), Лев Болдов, Лев Козовский (Москва), Михаил Гофайзен (Таллинн). После церемонии награждения маститые авторы провели мастер-классы со своими коллегами-участниками поэтического конкурса.

         …Горло неволит подкравшийся ком,
         Жалость внутри щекочется:
          Вижу, как мать доедает тайком,
          все, что сынам "не хочется"...

         ...Заперло время тот век на засов,
           Новый щедрее потчует.
         ...Муж оставляет последний кусок
           Матери. Мне. И дочери…

Это отрывок из стихотворения Татьяны Яровицыной, в котором, как отметил Владимир Спектор, отражается главный моральный посыл фестиваля — нужно быть добрее в сегодняшней реальности, не забывать о доброте минувших дней и заботиться о том, чтобы она не исчезла в будущем.

Не хочется спешить, куда-то торопиться,
А просто — жить и жить, и чтоб родные лица
Не ведали тоски, завистливой печали,
Чтоб не в конце строки рука была —
    В начале…

В начале новой поэтической строки застыли ручки, карандаши и руки на клавиатурах компьютеров участников второго фестиваля "Интереальность", старт которому Олег Никоф дал, закрывая церемонию награждения лауреатов. А это значит — стихи продолжаются, стихия им сопутствует. И корабль плывет…

Игорь МАСЮЧЕНКО



Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru