Главная
Издатель
Редакционный совет
Общественный совет
Редакция
О газете
Новости
О нас пишут
Свежий номер
Материалы номера
Архив номеров
Авторы
Лауреаты
Портреты поэтов
TV "Поэтоград"
Книжная серия
Гостевая книга
Контакты
Магазин

Материалы номера № 4 (105), 2014 г.



Многообразие Веры Павловой

 

*   *   *

Любовь — урок дыханья в унисон.
Беда — урок дыхания цепного.
И только сон, и только крепкий сон –
урок дыхания как такового.
Освобожден от обонянья вдох,
а выдох не татуирован речью,
и проявляется в чертах — двух-трех –
лица — лицо щемяще человечье.
Ты — человек. Запомни: только ты
и более никто  — ни зверь, ни птица –
спать можешь на спине, чтоб с высоты
твое лицо к тебе могло спуститься,
чтоб, выдохнув из легких черный прах,
дышать как в детстве, набело, сначала,
и чтобы по улыбке на устах
твоя душа впотьмах тебя узнала.

Стихотворение Веры Павловой удивляет, прежде всего, стилем речи. Свежестью мышления, языком, в котором отсутствуют штампы. Невзирая на афористичную первую строку, стихи эти — не только о любви. Такие разные вещи, как любовь, беда и сон, оказывается, связаны между собой… различностью дыхания.
Поэт Вера Павлова сообщает нам множество бесполезных вещей. Казалось бы, зачем? "Бесполезная красота" — так называется одна из новелл Мопассана. Бесполезно — следовательно, красиво. Красота вытекает у Веры Павловой из своей бесполезности. Ты — человек, потому что… можешь спать на спине! Представляете! Не потому, что ходишь на двух ногах — и при этом еще и мыслишь. А потому, что сон на спине отличает тебя от птиц и животных. Я думаю, что это — специальные знания, известные немногим ученым. Но Вера Павлова делает их объектом поэзии, и делает это, прямо скажем, блестяще! Невзирая на, прямо скажем, нетривиальное содержание и "высокое косноязычье", речь поэта прекрасно организована, в стихотворении нет ни одного лишнего или неуместного слова.
Лицо человека — зеркало его личности — спускается к нему во время сна с некоей "высоты". Можно подумать, что поэт — йогиня, и поэтому ее так интересуют проблемы дыхания. Или же она долго занималась восточными практиками, настолько сквозят в ее стихотворении эманации различных даосских и йоговских практик… Воздух — это возница духа, что замечательно показано в данном стихотворении. А еще мне почему-то вспомнились замечательные тютчевские строки: "Как смотрят души с высоты на ими брошенное тело…". Герой этого "умозрения в красках" Веры Павловой — человеческий дух. А ведь многие читатели полагают, что Вера Павлова пишет "сугубо женские" стихи!
Мы постоянно сталкиваемся с тем, что признание художника при жизни, если оно и происходит, носит, как правило, утилитарно однобокий характер. Как высказался Иосиф Бродский, эпохе удобнее назначить одного великого поэта, чем выбирать между несколькими. С такой же уверенностью можно констатировать, что эпохе проще приклеить поэту какой-нибудь ярлык и подавать его под этим соусом. Втиснуть человека в прокрустово ложе какого-нибудь узкого определения. Потому что разнообразные творцы хуже поддаются классификации. Однообразие проще сформулировать. Разнообразие сложнее поддается трактовке. И я нарочно выбрал именно это стихотворение Веры Павловой, потому что оно напрочь развенчивает миф о сугубо "женской" сущности ее поэзии.
Стихотворение Веры Павловой носит откровенно философский характер. "Каждый пишет, как он дышит". "Ровность" дыхания — еще не признак того, что человек захвачен любовью. Вспомним у Высоцкого: "Они внезапно попадают в такт такого же неровного дыханья". Как мы видим, Вера Павлова словно бы оспаривает утверждение Высоцкого о "неровности" дыхания влюбленного человека. Но поэты сходятся в одном: у Павловой это "унисон", а у Высоцкого — такт". Дыхание влюбленных — синхронно, вне зависимости от того, ровное оно или неровное.
А сон, в особенности — сон без сновидений — действительно урок самоотрешения, самозабвения и чистоты помыслов, обмен лучистыми энергиями с космосом. Сон "чище" бодрствования, однако никто из нас не хочет спать вечно. Истина — в переменах состояний. Сон "уравнивает" между собой хорошее и плохое в жизни, любовь и беду. Сон человека — обезьяна вечности, для которой счастье или беда человека не имеют ровно никакого значения. Душа человека, по Вере Павловой, во время сна отделяется от тела, и только по улыбке может его узнать. Улыбнемся и мы.

Александр КАРПЕНКО



Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru